ФЭНДОМ

Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан Грек
Дата рождения:

около 1340

Место рождения:

Константинополь, Византийская империя

Дата смерти:

около 1410

Подданство:

Византия

Жанр:

иконопись, миниатюра, монументальная фресковая роспись

Известные работы:

фрески церкви Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде (1378) Деисус из иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля (90-е гг. XIV в.)

Влияние на:

Андрей Рублёв

БиографияПравить

ВизантияПравить

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Новгород.Править

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцёв и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи апсиды — фрагменты чина святителей и "Евхаристии", часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Проповедь Христа апостолам" и "Сошествие во ад" на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура "Знамения" с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены— Столпники, ветхозаветная "Троица", медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура макария Египетского. Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах— в иконе "Отечество" (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме "Троица" из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с "Троицей" Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как "Псалтырь Ивана Грозного" (последнее десятилетие XIV века) и "Погодинский Пролог" (вторая половина XIV века).

МоскваПравить

Последующие события жизни Феофана плохо известны, иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву. В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени.Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека. Другая знаменитая рукопись— Евангелие Хитрого, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым. Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают "Успение Божьей Матери", "Донскую икону Божьей Матери", "Преображение Господне" и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона "Успение", но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы "Умиление", и впоследствии икона получила название "Богоматерь Умиление Донская". В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану приписывается икона "Преображение"— храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно. Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей— это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещания совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: "Василий Великий", "Апостол Пётр", "Архангел Михаил", "Богоматерь", "Спас", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст".

ГалереяПравить