ФЭНДОМ

Ультрамарин
— Цветовые координаты —
Hex #120A8F
RGB¹ (r,g,b) (18, 10, 143)
CMYK² (c,m,y,k) (100, 99, 8, 7)
HSV (h,s,v) (244°, 93%, 56%)
¹: Нормализовано к [0–255]

²: Нормализовано к [0–100]

Ультрамарин представляет собой синтетический алюмосиликат натрия с включением полисульфидов натрия. В зависимости от своего состава может быть белым, зеленым, синим, фиолетовым и красным.

От полисульфидов натрия зависит цветовая характеристика ультрамарина.

Ультрамарин отвечает общей формуле

n(Na2O·Al2O3·mSiO2)·Na2Sx

где n = 2 — 3; m = 2 — 3; x = 1 — 5

Наибольшее практическое значение имеет высококремнистый многосернистый продукт насыщенного синего цвета, отвечающий составу

2(Na2O·Al2O3·3SiO2)·Na2S4
Синтетический синий ультрамарин

Синтетический синий ультрамарин

В зависимости от содержания серы и соотношения между алюминием и кремнием различают следующие синие ультрамарины:

  • малосернистый и малокремнистый с зеленоватым оттенком
  • многосернистный и малокремнистый
  • многосернистый и многокремнистый с красноватым оттенком

Независимо от состава и цвета все ультрамарины имеют одинаковую кристаллическую решетку, такую же, как и природный ультрамарин (ляпис лазурь).

Ультрамарин противокоррозионным свойствами не обладает, малоукрывист (лессирует) (укрывистость составляет 120 г/м²), термо- и светостоек, но фотоактивен, поэтому не может применяться для атмосферостойких покрытий. Устойчив к щелочам, но разрушается кислотами с выделением сероводорода.

ПрименениеПравить

Применяется в качестве пигмента в наполненных композиционных материалах. Широко применяется для подсинивания — устранения желтого оттенка белых лакокрасочных материалов, текстиля, бумаги, пластмасс, сахара и других материалов.

ПолучениеПравить

Процесс производства ультрамарина осуществляется термическим способом в две стадии. Тонкоизмельченную шихту, состоящую из алюмосиликата - каолина аморфного диоксида кремния (инфузорной земли), соды, серы, кокса или пека (битума), брикетируют и подвергают восстановительному обжигу без доступа воздуха.

Вначале при температуре 450° образуются полисульфиды и удаляется вода, затем при 780 - 800 °C получается промежуточный продукт - зеленый ультрамарин.

На второй стадии окислительного обжига при доступе воздуха и температуре 450 °C происходит превращение зеленого ультрамарина в синий и удаление избытка серы.

Обжиг шихты проводится последовательно в двух вращающихся печах непрерывного действия. Обожженный полуфабрикат подвергается мокрому размолу, промывке от водорастворимых солей, гидросепарации и сушке.