ФЭНДОМ

Симоне Мартини (ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон) — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи.

Симоне Мартини
Дата рождения:

ок. 1284

Место рождения:

Сиена

Дата смерти:

1344 год

Место смерти:

Авиньон

Стиль:

Сиенская школа живописи

Известные работы:

фрески

БиографияПравить

Наряду с Дуччо и Амброджо Лоренцетти Симоне Мартини является крупнейшим сиенским художником первой половины XIV в. О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации. Симоне часто приезжал из Сиены в Ассизи, где готовил рисунки оконных витражей для капеллы Сан Мартино. Первая достоверная работа Симоне— фреска "Маэстра" в городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) и подпись "a man di Symone", то есть "работа Симоне". Этому же времени соответствуют две записи в расходных книгах сиенского казначейства— выдача 34 лир и 12 сольди 7 июня 1315 г., и 46 лир и 8 сольдо между 20 октября и 12 декабря того же года. Уже сам факт, что молодому художнику доверили столь ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому времени хорошей репутации . После фрески "Маэста" Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи, которые завершает в 1317 году. В 1319 г. Симоне Мартини написал полиптихдля церкви Санта Катерина, а в 1320 г. — полиптих, который ныне хранится в музее в Орвьето. Все остальные произведения этого периода не имеют точных дат создания, но приписаны к нему по сходным стилистическим характеристикам. Этот период был весьма плодотворным, Симоне со своей мастерской работал в Орвьето, однако продукция, выходившая из её стен, была неравномерного качества, и специалисты до сих пор спорят, где рука мастера, а где рука подмастерьев. В 1321г. имя Симоне опять появляется в записях сиенского казначейства— Биккерны— он получил плату за реставрацию своей фрески "Маэста", которая уже к тому времени была испорчена проступившей влагой. В 1322-23 гг. в счетах Биккерны имя Симоне Мартини вновь несколько раз упоминается в связи с выплатами ему сумм за ряд неуточнённых работ в Палаццо Пубблико. В 1324 г. Симоне Мартини женится на Джованне, дочери художника Меммо ди Филиппуччо и сестре Липпо Мемми. Незадолго до этого, в январе-феврале 1324 г. он купил у своего тестя дом, а позднее преподнёс своей невесте щедрый подарок— 220 золотых флоринов. По свидетельству Петрарки, Симоне не отличался красотой, к тому же невеста была значительно моложе его, и можно только догадываться о причинах столь щедрого подарка. Эта женитьба ввела Симоне в семью Липпо, которой принадлежала успешная мастерская, укрепила профессиональные и дружеские связи, которые поддерживались в течение всей жизни. Венцом этих отношений следует считать знаменитое "Благовещенье" из галереи Уффици во Флоренции, в котором ученые до сих пор не могут отличить руку одного мастера от руки другого. К 1320-ым годам, вероятно, относится создание алтаря "Блаженного Агостино Новелло". В 1326 г. Мартини создал картину для Палаццо Капитано дель Пополо, которую в XV в. хвалил Гиберти, но она не сохранилась. В 1329-30 гг. он создал два произведения для Палаццо Пубблико, которые тоже не дожили до наших дней. В 1330 г. он пишет фреску "Гвидориччо да Фольяно" в честь освобождения в 1328 г. сиенской крепости Монтемасси. В 1333 г. совместно с Липпо Мемми создает "Благовещенье" (Флоренция, Уффици). Это его последняя известная работа перед отъездом в Авиньон, куда он приезжает, судя по всему, в 1336 г. Перемещение папского престола в Авиньон превратило этот маленький городок в художественный центр. Туда переезжали как отдельные художники, так и целые мастерские. Папская казна щедро оплачивала строительство и украшение своей новой резиденции. Симоне Мартини прибыл в Авиньон по протекции одного из кардиналов. Симоне был аристократическим художником, поддерживавшим связи в высших слоях общества, обслуживавшим и выражавшим своим искусством интересы анжуйской династии, папы и сиенского совета Девяти. Он сделал блестящую карьеру, превратившись из художника местного значения в мастера международного класса, обслуживавшего папский престол. Его репутация в родной Сиене была безукоризненной. 30 июня 1344 г. Симоне Мартини составил завещание. Вероятно, он был уже серьёзно болен и составлял завещание, предчувствуя близкий конец. Написанный и засвидетельствованный флорентийским нотариусом сер Джеппо ди сер Бонайуто Галгани, этот документ сообщает, что всё своё состояние (два дома, земли с виноградниками и солидная сумма денег) он своею волей поделил между супругой, племянницами Франческой и Джованной и детьми своего брата Донато. Своих детей у Симоне не было, поэтому раздача состояния племянницам и племянникам выдаёт в нём человека чадолюбивого и сентиментального. Через месяц с небольшим Симоне Мартини скончался в Авиньоне.

ГалереяПравить