ФЭНДОМ

Пьер Огю́ст Ренуа́р (25 февраля 1841, Лимож - 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра.

thumb|300px|right|Жизнь и творчество художника

Пьер Огюст Ренуар

Дата рождения:

25 февраля (1841)

Место рождения:

Лимож

Дата смерти:

2 декабря (1919) (78 лет)

Место смерти:

Кань-сюр-Мер

Гражданство: Франция
Жанр:

портрет, пейзаж, натюрморт

Стиль: импрессионизм
Известные работы:

Лягушатник, Портрет актрисы Жанны самари и др.

БиографияПравить

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты. В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи. В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого. Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции. В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как "Коко"), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена почётного легиона. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием "Колетт". Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его "Зонтики" были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: "С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи". Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё. 3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

ТворчествоПравить

1862 – 1873 Выбор жанровПравить

В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писсарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов. В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Камиль Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину "Эсмеральда, танцующая среди бродяг". Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — "Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло" (1866), бытовые сцены — "Лягушатник" (1869), "Понт Неф" (1872), натюрморт — "Весенний букет" (1866), портрет — "Лиза с зонтиком" (1867), "Одалиска" (1870), обнаженная натура — "Диана-охотница" (1867). В 1872 году Ренуар с друзьями создал "Анонимное кооперативное товарищество".

1874 – 1882 Борьба за признаниеПравить

Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были "Танцовщица" и "Ложа" (обе — 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — "импрессионисты". Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: "Большие бульвары" (1875), "Прогулка" (1875), "Бал в ле Мулен де ла Галетт" (1876), "Обнаженная" (1876), "Обнажённая в солнечном свете" (1876), "Качели" (1876), "Первый выезд" (1876/1877), "Тропинка в высокой траве" (1877). Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный "Портрет актрисы Жаны Самари"(1878) и "Портрет госпожи Шарпантье с детьми" (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжает создавать шедевры — "На террасе" (1879), "Бульвар Клиши" (1880), "Завтрак гребцов" (1881).

1883 – 1890 "Энгровский период"Править

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Ренуар пишет серию картин "Танец в деревне" (1882/1883), "Танец в городе" (1883), "Танец в Буживале" (1883), а также такие полотна, как "В саду" (1885) и "Зонтики" (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но появляются новые штрихи. Открывается так называемый "энгровский период". Наиболее известное произведение этого периода — "Большие купальщицы" (1887).

1891 – 1902 "Перламутровый период"Править

В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина "Девушки у рояля" (1892) была закуплена для Люксембургского музея. Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены. В живописной манере появляется переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют "перламутровым". Ренуар пишет такие картины как "Яблоки и цветы" (1895/1896), "Весна" (1897), "Сын Жан" (1900),"Портрет госпожи Гастон Бернхейм" (1901). Он путешествует в Нидерланды, интересуясь полотнами Вермеера и Рембрандта.

1903 – 1919 "Красный период"Править

"Перламутровый" период уступает место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов. Ренуар по-прежнему пишет солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создает "Прогулку" (1906), "Портрет Амбруаза Воллара" (1908), "Габриэль в красной блузе" (1910),"Букет роз" (1909/1913), "Женщину с мандолиной"(1919).

ГалереяПравить