ФЭНДОМ

Никола́й Никола́евич Рае́вский (1801—1843) — русский генерал, участник Наполеоновских войн, Русско-персидских войн 1826-1828, Русско-турецкой войны 1828-1829 и Кавказских походов.

Биография

Николай Николаевич Раевский
Дата рождения:

14 (25) сентября 1801

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

24 июля (5 августа) 1843

Место смерти:

имение Красненькое Воронежской губернии

Граждансво: Российская империя
Годы службы:

1812—1841

Звание:

генерал-лейтенант

Род войск:

кавалери

Из древнего дворянского рода, по семейной легенде происходящего от выходца из Дании графа Петра Дудина, порселившегося в 1124 в Польше. Записанный еще в младенчестве в военную службу, начал 1.01.1786 прапорщиком в армии Потемкина. 28.02.1789 переведен премьер-майором в Нижегородский драгунский полк. Участвовал в боях с турками, в сентябре 1790 назначен командиром казачьего полка Булавы Великого Гетмана, а 31.01.1792 был произведен в полковники. Во время военных действий в Польше (1792) за отличия при Городище награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. С 1794 командир Нижегородского драгунского полка на Кавказе, участвовал во взятии Дербента. В 1794 женился на внучке М.В. Ломоносова Софье Алексеевне Константиновой. 10.05.1797 уволен в отставку. 15.03.1801 Александр I предложил Раевскому вернуться на службу с чином генерал-майора, но он уже 19 декабря вновь покинул армию, сославшись на расстроенные дела. В апреле 1807 вернулся в армию и назначен командиром егерской бригады; действовал в авангарде войск генерала князя П.И. Багратиона. Участвовал в боях при Гуттштадте, Анкендорфе, Деппене. Ранен в сражении при Гейльсберге. В сражении при Фридланде командовал егерями передового корпуса. 12.04.1808 произведен в генерал-лейтенанты. С 14.04.1808 командир 21-й пехотной дивизии. Участник русско-шведской войны 1808—09. С 1809 командир 11-й пехотной дивизии, участник боев с турецкими войсками. Особенно отличился при осаде и взятии крепости Силистрия. 31.03.1811 Раевский было поручено формирование 26-й пехотной дивизии. В начале 1812 принял 7-й пехотный корпус в,составе 2-й Западной армии. Именно его частям было прручено задержать противника, дав тем самым возможность генералу П.И. Багратиону соединиться с 1-й Западной армией. 11(23) июля его корпус (ок. 16,5 тыс. человек при 108 орудиях) атаковал у Салтановки войска маршала Даву (ок. 20 тыс. человек и 60 орудий). Лично возглавил атаку. Его атака была отбита; по приказу Багратиона отвел войска к деревне Даш -ковка, а 12(25) июля в арьергарде 2-й армии начал движение на Смоленск. Под Салтановкой потерял 2504 человек, противник — около 1 тыс. человек. 3(15) авг. в 6 км западнее Смоленска соединился с обескровленной дивизией ген. Н.Д. Неверовского.
Raevski

Николай Николаевич Раевский

Отвел войска (ок. 15 тыс. чел. при 76 орудиях) в Смоленск, где к нему присоединились около 6 тыс. ратников смоленского ополчения. 4(16) авг. практически один оборонял Смоленск от превосходящих сил противника, а 5(17) его войска были заменены корпусом Д.С. Дохтурова. В Бородинском сражении части его корпуса обороняли на правом фланге левого крыла русской армии люнет с 18-пушечной батареей на Курганной высоте, которая получила название «батареи Раевского». На корпус Раевского пришелся основной удар французской армии. Упорная оборона «батареи Раевского» прославила его имя. Корпус Раевского понес тяжелые потери, после битвы, по собственным словам, смог собрать «едва 700 человек». «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы», — говорил о нем Наполеон. На совете в Филях 1.(13) сентября высказался за оставление Москвы. В дальнейшем успешно действовал при Тарутине и Малоярославце, за отличия при котором получил орден Св. Георгия 3-й степени. После сражения при Красном заболел нервной горячкой и был вынужден оставить армию. Пользовался большой популярностью и авторитетом среди солдат и офицеров русской армии. Вернулся в действующую армию уже в. Саксонии (1813), где получил в командование гренадерский корпус. Участвовал в сражениях при Кенигсварте, Бауцене, Дрездене, Кульме, Донне, Гейльсберге. В «Битве народов» при Лейпциге, действуя во 2-й колонне войск гененрала М.Б. Барклая-де-Толли, 6 раз безуспешно атаковал деревню Вахау, а затем был сам атакован сильным противником. Был ранен, но продолжал командовать корпусом до конца сражения. После лечения присоединился к армии уже на Рейне. Блокировал крепость Бофор. 8.02.1814 заменил заболевшего генерала П.Х. Витгенштейна на посту командующего армией. 9.03.1814 занял Арси-сюр-Об, а затем близ Фер-Шампенуаз у деревни Суде отбросил части маршала Мармона. 13 марта нанес поражение войсками Мармона и Мортье при Фер-Шампенуаз. Первым подошел к Парижу и захватил господствующие высоты Бельвиля. За Париж Раевский был награжден 19.03.1814 орденом Св. Георгия 2-й степени. 30.04.1814 уволен в отпуск для лечения. В кампанию 1815 командовал корпусом. С 13.2.1816 командовал 3-м, а затем 4-м пехотным корпусом. 25.11.1824 по собственной просьбе был уволен в отпуск. По делу о вооруженном мятеже 25.12.1825 были арестованы оба сына Раевского, оба его зятя М.Ф. Орлов и С.Г. Волконский, брат В.Л. Давыдов; самого Раевского мятежники планировали включить в состав Временного Верховного правительства. С 26.01.1826 член Государственного совета.