ФЭНДОМ

Лазурит
Формула Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2
Сингония Кубическая
Цвет Оттенки голубого
Цвет черты Светло-голубая
Блеск Стеклянный
Прозрачность Просвечивающий
Твёрдость 5,5
Спайность Несовершенная по {110}
Плотность 2,38 — 2,42 г/см³

Название этого камня «ляпис-лазурь» появилось только в раннем Средневековье, обозначая его как «лазурный камень». Слово «лазурь» происходит от перс. «لاژورد»‎ — лāжвард — синий камень, лазурит. В Италии его называли Lapis Lazzuli, во Франции— Pierre d’Azur. Современное название «лазурит» появилось в18 веке. «Ляпис-лазурью» назывались только плотные и однородно окрашенные тёмно-синие разновидности лазурита.

СвойстваПравить

По составу алюмосиликат с присутствием серы. Часть атомов кремния замещена на аниомы S2− (чем больше анионов серы, тем гуще синий цвет лазурита). В ярко-синей разновидности содержание серы достигает 0,7 %. Фельдшпатоид. Иногда в нём встречаются вкрапления пирита серебристого или золотистого цвета.

Кристаллы лазурита очень редки, имеют форму октаэдра или ромбододекаэдра. Обычно лазурит встречается в виде тонко- и среднезернистых массивных агрегатов или прожилок в мраморе.

Часто лазуритом называют также неоднородную по составу породу, образованную плотным срастанием зёрен лазурита, содалита, доломита и кальцита, иногда с диопсидом и полевыми шпатами.

МесторожденияПравить

Лазурит добывают в Афганестане (Бадахшан), в России (Южное Прибайкалье), Аргентине, Чили, США ,
Лазурит

Лазурит

Мьянме, Такжикистане (Памир). Копи в Бадахшане являются древнейшими; в древние времена сложными путями этот камень из Афганистана попадал в Китай, Египет, Византию и Рим. По качеству байкальский лазурит не уступает бадахшанскому, а памирский отличается более светлыми оттенками и ценится ниже.

ПрименениеПравить

Ювелирный лазурит— темно-синий полиминеральный агрегат без видимых светлых включений.
Геобовая печать президента Украины

Гербовая печать президента Украины

К ювелирным сортам относится плотный лазурит темно-синего, василькового и фиолетового цвета. Обрабатывается кабошоном или пластинами. В более низких сортах допускаются пятна белого, голубого и серого цвета, занимающие соответственно не более 15 % от общей площади поверхности камня. В самом дорогом лазурите из Бадахшана (Афганистана) обычны золотистые блёстки вкраплений пирита.

Лазурит используют в ювелирном деле как недорогой, но красивый поделочный камень. Лазурит— довольно мягкий и хрупкий минерал, легко обрабатывается и полируется.

Лазурит могут дополнительно красить в синий цвет или имитировать путем окраски в синий белых камней.

Из лазурита изготовляют декоративные вазы, шкатулки, статуэтки. В виде тонких пластин применяют для инкрустации в художественных мозаичных работах, а также для облицовки колонн, каминов и др. Один из наиболее ценных и наиболее древних минеральных пигментов.

Из лазурита изготовлена ручка гербовой печати президента Украины.

СимволикаПравить

В древности лазурит считался камнем искренности, был символом способностей, дарований, успеха и божественного расположения. В Европе лазурит символизирует благополучие, удачу и успех, в Индии преданную любовь и процветание.