ФЭНДОМ

Куби́зм (фр. Cubisme) —авангардийское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Возникновение кубизмаПравить

Возникновение кубизма традиционно датируют 1906 - 1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин "кубизм" появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака "кубическими причудами" (фр. bizarreries cubiques). Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали "синтетическим кубизмом". Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914) кубизм.

Крупные достижденияПравить

Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернар Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Алексанрдра Архипенко и др. Кубизм развивался и за пределами Франции; особенно плодотворно— в Чехословакии.

Кубизм в РоссииПравить

В России кубизм соединился с элементами итальянского футупризма (кубофутуризма).
Трамвай. А. Богомазов

Трамвай. А.Богомазов

Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччон) и французских кубистов (таких, как Брак).

ЖивописьПравить

Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии. В разные периоды своего творчества в стиле кубофутуризма работали художники: Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.

ПоэзияПравить

Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. В России "кубофутуризм" было также одним из самоназваний поэтической группы "Гилея", противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как "Мезонин поэзии" и "Центрифуга"). К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Андрей Кручённых, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.