ФЭНДОМ

Кока-Кола —безалкогольны газированный напиток, производимый компанией The Coca-Cola Company; самый дорогой бренд в мире в 2006 - 2010г., не исключая прочих лет.

  • В России интересы компании представляют две дочерние ООО "Coca-Cola Export Coroporation"(отвечает за реализацию продукта), ООО "Coca-Cola HBC Eurasia" (отвечает за его производство).

ИсторияПравить

Напиток "Кока-Кола" был придуман в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Его автор— фармацевт Джон Стит Пембертон, бывший офицер американской Армии конфедерации (есть легенда, что его придумал фермер, который продал свой рецепт Джону Ститу за 250$, о чём Джон Стит якобы сказал в одном из своих интервью). Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, который также, владея каллиграфией, написал слова "Coca-Cola" красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка кока-колы и поныне. В 1902 году с оборотом в $120 тысяч кока-кола стала самым известным напитком в США. Роман английского писателя-фантаста Герберта Уэлсса "Тоно-Бэнге" представляет собой сатиру на создание, рекламу и распространение кока-колы (названной в романе "Тоно-Бэнге"). Но в конце 1890-х годов общественное мнение повернулось против кокаина, а в 1903 году в газете "New York Tribune" появилась разгромная статья, утверждавшая, что именно кока-кола виновата в том, что упившиеся ею негры из городских трущоб начали нападать на белых людей. После этого в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а уже "выжатые", из которых был удалён весь кокаин. С тех пор популярность напитка возрастала в геометрической прогрессии. И уже через пятьдесят лет после изобретения кока-кола стала для американцев чем-то вроде национального символа. С 1904 года кока-кола продавалась в бутылках, а с 1955 года — в банках. В 1915 году дизайнер Эрл Р. Дин из Терре-Хот, штат Индиана, придумал новую бутылку в 6,5 унций. Форма бутылки была вдохновлена плодом какао (по одной версии, Дин спутал слова coca и cocoa, по другой— не смог найти в библиотеке ничего ни про коку, ни про колу). Чтобы бутылка лучше стояла на транспантёре, внизу сделано расширение. За все последующие годы было произведено более 6 млрд таких бутылок. В 1916 году было возбуждено 153 судебных иска против марок-имитаторов, таких как "Fig Cola", "Candy Cola", "Cold Cola", "Cay-Ola" и "Koca Nola". В 1955 годукока-кола начала продаваться в бутылках объёмом 10, 12 и 26 унций. В 1982 году начался выпуск диетической "Diet Coke". В 1988 году "Кока-Кола" вышла на рынок СССР. Позднее, под давлением конкурентов, выпускавших напитки без кофеина и сахара, компания "Кока-Кола" начала выпускать напитки: "Classic Coke", "New Coke", "Cherry Coke", "Tab", "Caffeine-Free New Coke", "Caffeine-Free Diet Coke" и "Caffeine-Free Tab". 4 декабря 2007 года "Кока-Кола" представила новую стеклянную бутылку ёмкостью 0,33 л, которая стала короче на 13 мм и шире на 0,1 мм и весит 210 граммов, что на 20 % меньше предыдущей. Изменения позволяют сократить использование стекла— например, в 1904 — до 3500 тонн ежегодно, — а выброс углекислого газа — до 2400 тонн в году.

Кока-Кола в РоссииПравить

Напитки компании "Кока-Кола" впервые появились в СССР в 1979 году в ходе подготовки Олимпийских игр в Москве. Окончательно на рынок страны компания вошла в ходе перестройки в 1988 года и с тех пор стала активным инвестором в российскую экономику (общий объём инвестиций— 850 млн долларов США, что составило свыше 21 млрд рублей). "Кока-Кола"— самый популярный напиток в России, является лауреатом национальной премиии "Товар Года"в 1990, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 и 2009 годах. Помимо напитков семейства Coca-Cola предприятия компании выпускают в России следующие продукты (некоторые из товарных знаков принадлежат не самой [Coca-Cola Company], а дочерним компаниям, другие лицензированы у соответствующих правообладателей): Fanta, Poweranda, BonAqua, квас "Кружка и Бочка", соки и напитки Добрый, Nico Biotime, Rich, Ясли-Сад, Rich Fruit Mix. Кроме того по договорам дистрибуции в России распространяются:

  • бульоны и заправки компании [Soup]
  • напитки компании [Corporation]
  • напитки компании Bracardi

СоставПравить

Необходимо учитывать, что в каждом варианте напитка состав разный. Особенно это касается углеводов, которых в диетическом варианте минимум. Тут приведён вариант "классического" варианта — просто Coca -Cola. Компонентами напитка являются:

  • сахар
  • углевода (E290)
  • колер (E150)
  • кармазин (азорубин) (E122)
  • ортофосфорная кислота (E338)
  • кофеин
  • натуральные ароматизаторы
Пищевая ценность
Калорийность 42 ккал
Белки 0
Жиры 0
Углеводы 10,6 г

Технология изготовления продукта строго засекречена производителем.

Натрий 7,0 мг
Калий 1,0 мг
Кальций 4,0 мг
Магний 1,0 мг
Фосфор около 17 мг

РазновидностиПравить

В РоссииПравить

В разное время в СССР, а потом в Российской Федереции продавались различные варианты напитка. Некоторые (по крайней мере, их название) — прямая калька с английского, от названия напитка в США, другие— исключительно российские марки. При этом в различных странах существует множество вариантов напитка Кока-Кола одинакового состава, но с различными названиями, обусловленными тонкостями политики продаж в локальном регионе.

Разновидности напитка в СССР/России
Логотип Оригинальное название (по стране происхождения США) Страна продажи Название в стране продажи Дата начала поставок Дата окончания поставок Примечание
X Coca-Cola СССР/Россия Кока-Кола 1979 по настоящее время классическая XX В (после установления промышленной рецептуры)
X Coca-Cola Diet Россия Кока-Кола Диет 1991 1993 диетическая, низкокалорийная, без сахара
X Coca-Cola Light Россия Кока-Кола Лайт 1993 по настоящее время диетическая, низкокалорийная, без сахара
X Coca-Cola Vanilla Россия Кока-Кола Ванилла 2003 2009 Со вкусом ванили
X Coca-Cola Cherry Россия Кока-Кола Черри 2002 2004 Со вкусом вишни
Логотип Оригинальное название Страна продажи Название в стране продажи Дата начала поставок Дата окончания поставок Примечание
X Coca-Cola США Coke 1904 по настоящее время классический теперь вариант, исключивший из состава компоненты растения Кока (лат Erythroxylum coca)

Секрет фирмыПравить

Точная формула натуральных специй Кока-Колы (а не тех других ингредиентов, которые приведены сбоку бутылки или банки) является коммерческой тайной. Оригинальная копия формулы хранится в главном хранилище банка Sun Trust Bank в Атланте. Его предшественник, компания Trust Company, была страховщиком изначального открытого предложения компании Coca-Cola Company в 1919. Популярный миф гласит, что только два руководителя могут иметь доступ к формуле, при этом у каждого может быть доступ только к половине формулы. Правда в том, что хоть у Coca-Cola и есть правило, ограничивающее доступ лишь для двух руководителей, каждый из них знает формулу целиком, и другим, в дополнение к установленным двум, был известен процесс изготовления. В 2009 году в ходе судебного разбирательства по настоянию турецких властей и фонда Святого Николая появилась информация, что в состав пищевых добавок также входит пищевой краситель кармин (E120) — экстракт из самок насекомых вида Dactylopius coccus (кошенильный червонец), что вызвало скандал, связанный в том числе с тем, что некоторые религии, в частности иудаизм, запрещают употреблять в пищу насекомых. Позднее на официальном сайте компании появился комментарий, опровергающий вхождение кармина в состав напитка.

Поддержка мирового спортивного движенияПравить

Компания "Кока-Кола"— старейший спонсор олимпийского движения. Впервые в этом качестве она выступила в 1928 году. В настоящий момент (2010) "Кока-Кола" сотрудничает более чем с 190 национальными Олимпийскими комитетами, в том числе с Олимпийским комитетом России. Некоторые факты участия компании в организации олимпийских мероприятий:

  • в 1932 году в Лос-Анджелесе "Кока-Кола" преподнесла в дар местному олимпийскому стадиону табло олимпийских рекордов;
  • в 1952 году на зимней олимпиаде в Осло компания предоставила вертолёт для сбора средств в пользу норвежских олимпийцев; позднее вертолёт помогал регулировать дорожное движение в норвежской столице;
  • на Олимпийских играх 1960 года в Риме компания сделала оригинальный подарок спортсменам и зрителям— грампластинку с записью музыкального хита тех дней, песни «Arrivederci Roma»;
  • в 1964 году на олимпиаде в Токио "Кока-Кола" взяла на себя издание бесплатных карт города, уличных указателей, проспектов о достопримечательностях Токио и Японии, подготовила и выпустила (приобретший большую популярность) англо-японский разговорник;
  • в 1968 году "Кока-Кола" взяла на себя расходы по телевизионной рекламе Олимпиады в Мехико, тем самым приобщив миллионы зрителей к духу и азарту самых престижных соревнований мира;
  • в 1979 году "Кока-Кола"оказала финансовую помощь States Olimpic Committee Национальному олимпийскому комитету США в создании Американского олимпийского зала славы;
  • в 1987 году "Кока-Кола" стала первым спонсором олимпийского музея в Лозанне, подписав соглашение с Международным олимпийским комитетом на сумму 1 млн долларов;
  • в 1988 году открывал и закрывал зимние Олимпийские игр в Калгари так называемый Всемирный хор "Кока-Кола", в состав которого вошли 43 хориста из 23 стран; хор исполнял в том числе одну из "титульных" мелодий олимпиады "Can’t You Feel It?";
  • с 1992 года функционирует "Радио Coca-Cola", которое в оперативном порядке транслирует информацию со спортивных мероприятий во время олимпиад. В 2000 году на олимпиаде в Сиднее по каналам этого радио вещали 58 радиостанций из 13 стран мира;
  • на олимпиаде в Атланте в 1996 году "Кока-Кола" организовала международную ярмарку тематических значков, в ходе которой было обменяно около 3 млн единиц; такие ярмарки, приуроченные к олимпийским играм и финансируемые "Кока-Колой", стали традиционными;
  • в 2002 к Олимпийским играм в Солт-Лейк-Сити "Кока-Кола" заказала известному художнику и дизайнеру П .Максу написать мозаичный настенный узор. В мозаику вошли работы, которые были созданы детьми со всех Соединённых Штатов во время олимпийской эстафеты в 2002 году. Макс скомпоновал и оформил эти работы в гигантском настенном панно, в котором в художественной форме воплотил дух Олимпиады.

Организация и спонсирование эстафеты олимпийского огняПравить

С 1992 года компания "Кока-Кола" выступает в числе организаторов и спонсоров эстафеты олимпийского огня. С 1996 — эксклюзивный представитель этой эстафеты, взявший на себя основные заботы по её организации на олимпийских играх в Атланте (1996), Нагано (1998), Солт-Лейк-Сити (2002; одна из крупнейших эстафет за всю историю: общее расстояние 21726 км, прошла через 46 американских штатов), Афинах (2004), Турине (2006) и Пекине (2008). Для зимней Олимпиады в Ванкувере (2010) компания "Кока-Кола" (совместно с Королевским банком Канады ) выступила организатором и спонсором эстафеты олимпийского огня по территории Канады. Прошедшая в период с 30 октября 2009 г. по 12 февраля 2010 г., эстафета охватила дистанцию около 45 000 километров, пройдя через более чем 1000 населённых пунктов; общее количестве факелоносцев (отобранных через общественные программы "Кока-Колы") превысило 12000 человек.

Поддержка чемпионата мира по футболуПравить

С 1974 года "Кока-Кола"— официальный партнёр ФИФА, а с 1978 года— официальный спонсорчемпионата мира по футболу. В 2006 году по инициативе компании оригинальный Кубок мира ФИФА отправился в первое кругосветное путешествие (англ. Trophy Tour). Проделав путь длиной в 102570 километров, кубок объездил 31 город в 29 странах. Ещё более масштабным стал следующий тур, который стартовал 21 сентября 2009 года в Цурихе. Маршрут общей протяжённостью 138902 км был проложен через 83 страны мира, в том числе уникальный спортивный трофей был представлен в России. За каждый гол, забитый на чемпионате мира FIFA 2010 и отмеченный танцем, компания "Кока-Кола" предоставляет денежное пожертвование в рамках международной программы "Вода для школ", целью которой является обеспечение доступа общеобразовательных школ на африканском континенте к чистой питьевой воде. Специальная программа компании предоставляет любому человеку шанс выступить в качестве официального знаменосца и вывести команды на церемонию открытия перед началом матчей чемпионата мира по футболу в 2010 году. На том же чемпионате Кока-Кола организует в Претории специальный футбольный лагерь, где соберутся 250 подростков со всего мира.

Влияние на здоровьеПравить

Правозащитник И.А.Смыков выступил с иском, оспаривающим безопасное для здоровья употребление Кока-Колы. Какого-либо специфического негативного действия на организм напитка официально не установлено. Влияние напитка Кока-Кола на здоровье ничем не отличается от других подобных продуктов. Так, не рекомендуется пить сильногазированные напитки лицам, страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в частности, острым и хроническим гатритом, в том числе и сопровождающимся повышенной желудочной секрецией, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперсной кишки, нарушениями со стороны желчевыводящих путей, заболеваниями поджелудочной железы и другими патологическими процессами. Больным диабетом следует помнить о большом содержании сахара в классических видах напитка (в 0.33 л Кока-Колы содержится 6 чайных ложек сахара). Существуют свидетельства о достоверном увеличении заболеваемости сахарным диабетом второго типа среди лиц, регулярно употребляющих Кока-Колу. .

Альтернативное использованиеПравить

"Кока-Кола" как чистящее средствоПравить

  • "Кока-Кола" слабо удаляет ржавчину (но оставляет следы от красителей). Этот эффект достигается за счёт содержания в "Кока-Коле" ортофосфорной кислоты. Также известно, что кола способна растворять накипь в чайнике и налёт в унитазе.
    Однако накипь в чайнике можно удалить специализированными средствами, содержащими кислоту или, например, лимонную или уксусной кислотой.
  • Содержащаяся в Кока-Коле ортофосфорная кислота применяется в концентрированном виде для травления зубной эмали перед пломбированием зубов. Впятом выпускепервогосезона телепердачи "Разрушители мифов" было установлено, что Кока-Кола может растворять зубы полностью. В эксперименте "зуб начал растворяться, что со временем привело бы к его полному растворению".
  • По сообщению актюбинской газеты "Диапазон", на праздник 9 мая 2009 года в городе Уральске (Казахстан), который выделяется среди остальных городов Казахстана чистотой улиц, площадь Победы мыли с помощью Кока-Колы.

Кока-Кола и "Ментос". Если в бутылку с кока-колой (лучше всего подходит низкокалорийная кола) опустить драже "Ментос", то она взорвётся фонтаном. Происходит это потому, что "Ментос" (особенно неокрашенный и неглазированный) создаёт неоднородности, которые служат центрами высвобождения растворённого углекислого газа. Другие ингредиенты, которые играют роль в цепной реакции, —аспартам (заменитель сахара), бензоат натрия (консервант) и кофеин в кока-коле и гуммиарабик и желатин в "Ментосе". Эти ингредиенты хорошо сочетаются, и если их смешать и добавить достаточное количество центров высвобождения газа, начинается бурная реакция, которая высвобождает сразу весь углекислый газ, что и приводит к фонтану из колы. Причины этого явления были проанализированы и описаны в передаче "Разрушители мифов"на канале "Дискавери" в четвёртом сезоне, выпуск № 57. Там же был опровергнут миф о вероятности повреждения нормального желудка смесью Кока-Колы и Ментос. Используя такой эффект, американцы Фритц Гроуб и Стивен Уолц (Бакфилд, штат Мэн, США) проехали на "реактивном автомобиле" 67 метров. "Реактивный автомобиль" представляет собой детский велосипед и большую тележку, где находится 108 бутылок низкокалорийной "Кока-колы" и 648 леденцов "Ментос".

Интересные фактыПравить

  • Если всю произведённую Кока-Колу раздать в бутылках всем жителям планеты, каждый из нас получил бы по 1500 бутылок.
  • Если всю выработанную более как за сто лет "Кока-Колу" разлить в бутылки, выложить в одну линию и обвить ею околоземную орбиту нашей планеты, то она обернет Землю 4334 раза. Кстати, подобная цепочка к Луне дотянулась бы туда и обратно 1045 раз.
  • Если всей произведённой Кока-Колой заполнить бассейн глубиной 180 сантиметров, его длина составит 33 километра, а ширина достигнет почти 15 километров. В такой бассейн смогут одновременно войти 512 миллионов человек.
  • Каждую секунду в мире выпивают 8000 стаканов напитков, выработанных компанией.
  • Огромный знак "Кока-Колы", размещённый над павильоном "Мир Кока-Колы" в Аптланте, состоит из 1407 обычных лампочек и 1906 "погонных" неоновых ламп. Высота знака— 9 метров, ширина— 8 метров, вес— 12,5 тонн.
  • Coca-Cola — самый продолжительный спонсор Олимпийских Игр. Сотрудничество Coca-Cola с Олимпийским движением началось с 1928 году.
  • Рисуя Санта Клауса для Компании Coca-Cola в 1931 году, шведский художник Хэддон Сандблом (Haddon Sundblom) изобразил его не жизнерадостным старым эльфом, как тогда было принято, а весёлым стариком с румяными щеками и густой белой бородой. Спустя годы Санта Сандблома стал всем известным и всеми любимым олицетворением рождественских и новогодних праздников.
  • Самый большой знак "Кока-Колы" расположен в чилийском городе Арика. Он установлен на вершине холма. Ширина знака— 122 метра, высота— 40 метров. Составлен этот знак из 70 тысяч бутылочек от "Кока-Колы".
  • Первый наружный рекламный щит "Кока-Колы, нарисованный ещё в 1904 году, до сих пор находится на своём месте в городке Картерсвилл (штат Джорджия).
  • Во вселенной игры Fallout существует альтернативная версия Coca-Cola, названная Nuka-Cola.

ГалереяПравить