ФЭНДОМ

thumb|300px|right|Ноктюрн природыКлод Моне
Claude Oscar Monet
Дата рождения:

14 ноября 1840

Место рождения:

Париж

Дата смерти:

5 декабря 1926 (86 лет)

Место смерти:

Живерни

Гражданство:

Франция

Жанр: пейзаж
Стиль: импрессионизм
Известные работы:

Впечатление. Восходящее солнце, Женщины в саду, Пляж в Пурвиле

Оска́р Кло́д Моне́ (1840-1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

БиографияПравить

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и присоединился к семейному бизнесу, но сын с детства увлекался изобразительным искусством, в частности с удовольствием рисовал карикатуры. На морском побережье Нормандии Моне повстречал Эжена Будена, известного пейзажиста и одного из провозвестников импрессионизма. Буден показал юному художнику некоторые приёмы живописной работы с натуры. В 1860 г. Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел тифом, вмешательство тётушки помогло художнику демобилизоваться, и он вернулся домой уже в 1862 году. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. ("Камилла, или портрет дамы в зелёном платье"). Камилла затем стала женой художника, и у них родился сын Жан. После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. После возвращения во Францию в конце 1872г. Моне пишет свой знаменитый пейзаж "Впечатление. Восходящее солнце" (Impression, soleil levant). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 г. В 1879г. Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 г. Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1883 г. Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 г. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 г. В начале 1920-х у Моне развивается катаракта, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище. В честь Моне назван кратер на Меркурии. Английская писательница Ева Файджес в своем романе "Свет" описывает один день из жизни Клода Моне— от рассвета до заката.

ПарижПравить

Картина "На берегу Сены" ( Bennecourt, 1868 ), это ранний пример пленэрного импрессионизма, в котором умелое и пробуждающее воображение использование масел, было представлено в качестве готового произведения искусства. Когда Моне приехал в Париж, чтобы посетить Лувр, он стал свидетелем того, как художники копировали старых мастеров. Моне пробыл в Париже в течение нескольких лет и за это время встретил других молодых художников, которые впоследствии станут его друзьями и товарищами-импрессионистами. Среди них был Эдуард Мане. В июне 1861 года Моне присоединился к первому полку африканской легкой кавалерии в Алжире, для семилетней обязательной службы, но два года спустя, после того как он заразился брюшным тифом, его тетя вмешалась, чтобы вытащить его из армии, с условием, что он согласится окончить курсы изобразительного искусства в художественной школе. Вполне возможно, что на это дело, тётю побудил голландский художник Йохан Бартольд Йонкинд, которого знал Моне. Разочаровавшись в традиционном искусстве, которое преподавали в художественных школах, в 1862 году Моне поступил в университет имени Чарльза Глейра в Париже, где он встретился с Пьером Огюстом Ренуаром, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем. Они поделились друг с другом новыми подходами к искусству, искусству изображения эффектов света в пленэрном стиле с нарушением цветовой гаммы и быстрыми мазками, тем, что позже стало известно, как импрессионизм. Картина с портретом Камиллы Моне или "Женщина в зеленом платье" (La femme а la robe verte), написанная в 1866 году, принесла ему признание и была одной из многих работ с изображением его будущей жены, Камиллы Донсьё; годом позже, она позировала для картин "Женщины в саду" и "На берегу Сены"( Bennecourt, 1868). Вскоре после этого, Камилла забеременела и родила их первого ребенка, Жана.

Франко-прусская война, импрессионизм и АржантёйПравить

После начала франко-прусской войны (19 июля 1870 г.), Моне нашёл убежище в Англии в сентябре 1870 года, где он изучал произведения Джона Констебла и Уильяма Тёрнера, чьи картины ландшафтов станут источником вдохновения для инноваций Моне в исследовании цвета. Весной 1871 года, работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии. В мае 1871 года, он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он нарисовал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам. В октябре или ноябре 1871 года, он вернулся во Францию. С декабря 1871 по 1878 г. Моне жил в Аржантей, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, и популярном для воскресных прогулок для парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ. В 1874 году он на короткое время вернулся в Голландию. В 1872 году он написал картину "Впечатление, Восход" (Impression, Soleil Levant) с изображением пейзажа в порту Гавр. Она принимала участие в первой выставке импрессионистов в 1874 году и в настоящее время выставлена в Музее Мармоттан Моне в Париже. Из-за названия картины, художественный критик Луи Леруа ввел термин "импрессионизм", который он использовал унизительно, но который импрессионисты стали использовать для себя. Кроме того, в этой выставке участвовала картина под названием "Бульвар Капуцинов", изображение бульвара, сделанное из квартиры № 35 фотографа Надара. Однако, существует две картины Моне с изображением этого бульвара: одна сейчас в Пушкинском музее в Москве, другая в музее искусств Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити. Моне и Камилла Донсьё поженились незадолго до войны (28 июня 1870 г.) и, после экскурсии в Лондон и Зандам, они переехали в Аржантей, в декабре 1871 года. Именно в это время, что Моне нарисовал различные работы современной жизни. В 1876 году Камилла заболела. 17 марта 1878 года, у них родился второй сын, Мишель, (Жан родился в 1867 году). Это второй ребенок ослабил ее уже и без того расшатанное здоровье. В том же году, Моне переехал в деревню Ветей. 5 сентября 1879 г., Камилла Моне умерла от туберкулеза в возрасте тридцати двух лет. Моне изобразил ее на смертном одре.

ГалереяПравить