ФЭНДОМ

Карандаш (от тюр. кара - чёрный, и тюр. даш - камень) - пишуший инструмент в виде деревянного стержня с графитовой сердцевиной (грифелем).

История карандашаПравить

Начиная с 14 века, художники использовали для рисования палочки, изготовленные из смеси свинца с цинком, которые иногда называли "серебрянными карандашами". Для примера, подобным карандашом пользовался великий художник Ботичелли. Однако, грифельные карандаши известны с 16 века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, меторождение приняли за залежи этого минерала. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие, заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма. В 17 веке графит продавали на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графиты "карандашами", между кусочками дерева или веточками, обворачивали в бумагу или обвязывали бечёвкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в серенине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый "Нюрнбергский товар" не пользовался хорошей репуцацией. Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французкий учёный и изобритатель Николя Жак Контэ. В конце 18 века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это, графит продолжал попадать в центральную Европу контрабандным путём, что привело к увеличению его цены. По заданию французского конвента, Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами было достигнута высокая прочность, однако ещё более важный факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни раздной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости (она указана на карандаше): М (или B - for blackness) - мягкий и Т (или H - for hardness) - твёрдый. Стандартным (твёрдо - мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ или HB обозначается буквой F (for fine point). P.S. В отличии от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала. В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм). Шестигранную форму карандаша предложил в конце 19 века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглово сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Почти две трети материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда на создание в 1856 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующею длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) - цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую владельцем карандаша. Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

ГалереяПравить