ФЭНДОМ

Историческая живопись – жанр живописи, посвященный изображению исторических событий, понимаемых в самом широком смысле. Обычно исторический жанр разделяют на ряд поджанров; выделяются религиозная, мифологическая, батальная и собственно историческая живопись. Это один из древних жанров искусства, одним из первых исторических произведений считается мозаика "Битва Александра Македонского с персами". Можно сказать, что исторический жанр теснее всего связан с мировоззрением эпохи, он зависит от того, как художник понимает различные события, свое прошлое. Например, в эпоху античности исторический жанр нередко соединялся с мифологическим, а в средние века – с религиозной живописью. Настоящий расцвет исторического жанра происходит в искусстве Возрождения. Новое понимание исторической памяти, предполагавшее, что зритель должен чувствовать себя современником и участником событий прошлого, потребовало включения портретов современников, реальных пейзажей и бытовых деталей в религиозно-мифологические композиции, как это происходит, например, в "Афинской школе" Санти Рафаэля. Следующий этап развития исторической живописи связан с XVII столетием, когда появляются полотна посвященные современности, такие как "Сдача Бреды" Диего Веласкеса. Именно в это время исторический жанр, в самом широком его понимании, начинает трактоваться как самый "высокий", престижный. Исполнение исторической картины считалось завершающей стадией образования в художественных академиях. Французский неоклассицизм использовал античные приемы и композиции для того, чтобы подчеркнуть величие и вневременной смысл сегодняшнего дня (Жак Луи Давид "Смерть Марата"), романтизм – обращался к языку аллегории (Эжен Делакруа "Свобода на баррикадах"). Однако к середине XIX века в историческом жанре начинают нарастать реалистические тенденции, художник как очевидец стремится зафиксировать поразившие его события. Одним из поворотных моментов в развитии исторической живописи стало создание "Плота "Медузы"" Теодор Жерико, картины, которая по мысли автора должна была иметь точность документа. Интерес к истории заставил художников изучать географию, этнографию, традиции и обычаи разных стран и народов, чтобы с исторической точностью воспроизвести образы прошлого. Множество шедевров исторической живописи было создано русскими художниками Н.Н. Ге, В.И. Суриковым, И.Е. Репиным во второй половине XIX века.

ГалереяПравить