ФЭНДОМ

Иоганн Штраус-сын (25 октября 1825, Вена - 3 июня 1899, Вена) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный "король вальса", автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

БиографияПравить

thumb|300px|right

Иоганн Штраус

Датарождения:

25 октября 1825

Месторождения:

Вена

Датасмерти:

3 июня 1899 (73 года)

Местосмерти:

Вена

Страна:

Австро-Венгрия

Профессии:

композитор

Жанры:

Инструментальная музыка, оперетта

Родился в Вене в 1825 г. Его отец возглавлял собственный оркестр, игравший танцевальную музыку, которую сам сочинял, его называли "королем вальса". Дети в этой семье все были музыкальны. Иоганн уже в шесть лет наигрывал на фортепиано мелодии собственного сочинения. Но отец был категорически против музыкальной будущности своих детей. Ситуация изменилась после того, как отец бросил семью. В 1844 г. Иоганн Штраус закончил музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации. Он организовывает небольшой оркестр, с которым выступает в увеселительных заведениях Вены. Осенью 1849 г. неожиданно умирает отец Штрауса. Сын посвятил его памяти вальс "Эолова арфа". Отцовский оркестр выбирает своим дирижером Иоганна Штрауса. В 1852 г. оркестр начинает играть на придворных балах и концертах. Летом 1854 г. Штраус получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. В 1856 г. он переезжает в Россию. Публика очень тепло приняла его выступления, на концертах бывали члены императорской семьи. В Вене Иоганна Штрауса успешно заменял его брат Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.
220px-Johann Strauss II (3)

Иоганн Штраус (сын)

В августе 1862 г. Штраус женится на Хетти Трефц, уже имевшей трех дочерей и четырех сыновей. На летний сезон 1863 г. Хетти вместе с мужем приезжает в Россию. В этот период Иоганн Штраус создает свои лучшие вальсы "На прекрасном голубом Дунае"(1866 г.) и "Сказки Венского леса"(1868 г.), в которых нашла выражение музыкальная душа Вены. В 1870 г. Штраус передает придворные обязанности брату Эдуарду и начинает заниматься написанием оперетты. Уже первая оперетту Штрауса "Индиго и сорок разбойников" имела огромный успех. Весной 1874 г. была поставлена знаменитая "Летучая мышь", триумфальный успех которой приходит лишь спустя 20 лет. В 1878 г. после смерти Хетти Трефц Штраус женится на молодой актрисе Анжелике Дитрих, брак оказался неудачным и вскоре распался. В 1882 г. Штраус женится на вдове своего друга, Адели Дойч, ей он посвятил вальс "Адель". Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было. В 1885 г. после оперетты "Ночи в Венеции" он создает новый шедевр - оперетту "Цыганский барон" (по сюжету романа "Саффи" Мора Йокаи). Премьера этой оперетты 24 октября 1885 г. накануне шестидесятилетия композитора стала для венцев настоящим праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии. Иоганн Штраус скончался в Вене 30 июня 1899 г. в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет "Золушка". После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Лучшей из них считается "Венская кровь", лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса.

Интересные фактыПравить

В названии, несомненно, самого знаменитого вальса всех времён содержиться любопытная "неточность". Воды Дуная, на котором стоит столица Австрии, как раз не голубые - они либо серые, либо отливают золотом в лучах солнца. Однако, с тех пор, как Король вальса в начале 1867 года провозгласил Дунай голубым, в этом никто и никогда не сомневался.