ФЭНДОМ

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне, Германия - 22 марта 1832, Веймар, Германия) — немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826).

БиографияПравить

Иоганн Вольфганг фон Гёте
Дата рождения:

28 августа 1749

Место рождения:

Франкфурт-на-Майне,

Священная Римская империя

Дата смерти:

22 марта 1832 (82 года)

Место смерти:

Веймар, Саксен-Веймар-Эйзенах

Род деятельности:

поэт, драматург, прозаик, философ,

учёный, коллекционер минералов

(в честь него назван гётит)

Направление:

просвещение, сентиментализм

Жанр:

трагедия, драма, поэма, роман

Гёте родился в семье имперского советника и дочери франкфуртского старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание — отец сам занимался образованием Иоганна и его сестры — позволяли поэту сосредоточиться на самом себе. Мальчик рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в доме отца взгляды исключали для него возможность профессионального занятия искусством. В возрасте шестнадцати лет Гёте переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Он увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 выходит его первый печатный сборник стихов Гёте "Новые песни". В начале 1770 начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить свои занятия юриспруденцией; кроме того, Гёте посещает лекции по химии, медицине, филологии. В Страсбурге происходит знакомство Гёте с Фридерикой Брийон, дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, так называемые "Зазенгеймские песни", адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775. Центральной темой Песен (впервые в немецкой литературе) являются юношеские переживания, что составляло резкий контраст предшествующей литературной традиции. В сентябре 1770 в Страсбург приезжает философ и критик И. Г. фон Гердер, который пробуждает в Гёте интерес к готической архитектуре и к народной поэзии. Гёте читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. У философа начинающий поэт перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время на немецкой сцене французскому театру. В качестве противовеса "разумному" театру французского классицизма, Гердер указывает Гёте на театр Шекспира, который приносит классицистические принципы построения драматического произведения в жертву естественному, эмоциональному выражению.

Во многом опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении из Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 Иоганн Гете создает свою первую значительную пьесу "Гец фон Берлихинген" (поставлена в 1774 году). Гец фон Берлихинген — реальный исторический персонаж, которым Гете заинтересовался во время работы над своей диссертацией по вопросам истории государственного права 15 и 16 веков. Берлихинген, воевавший на стороне крестьян во время Великой крестьянской войны (1524-1526), воплощает собой идеальный тип "благородного немца", героя-патриота, мудрого, искреннего, мужественного, одержимого жаждой свободы. Гец, каким его изобразил поэт, был воспринят современниками как образец для подражания, а сама пьеса стала своего рода манифестом "бури и натиска", политически ангажированного движения молодых литераторов, сформировавшегося вокруг Гердера и И. Г. Мерка. Совместно с другими участниками движения, Гёте принимает участие в написании памфлета "О немецком духе и искусстве" (1773), программном документе движения.
220px-Goethe (Stieler 1828)

Иоганн Вольфганг фон Гёте

В мае 1772 Иоганн Гёте отправляется на юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе Гёте знакомится с невестой секретаря ганноверского посольства И. К. Кестнера Шарлоттой Буфф, в которую страстно влюбляется. После безнадежных любовных терзаний Гёте принимает решение покинуть город. В сентябре он неожиданно для всех уезжает из Вецлара, отослав прощальное письмо Шарлотте. Вскоре Гёте из письма к нему Кестнера узнает, что в Вецларе застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга. В день самоубийства Иерузалем одолжил у Кестнера пистолеты. На Гёте это известие произвело сильное впечатление. Он много времени размышляет о самоубийстве, у него возникает мысль покончить с собой. Но в это же время Иоганн переживает новое увлечение. Предметом его поклонения стала замужняя женщина Максимилиана Брентано, дочь его знакомой. Гёте приходится сделать колоссальное усилие над собой, чтобы избавиться от чувства к ней. Весной 1774, полностью отгородившись от внешнего мира, за четыре недели, Гёте пишет "Страдания юного Вертера", первое значительное произведение новой немецкой литературы. Роман Гёте продолжал традиции сентиментального романа в письмах, получившего распространение во второй половине 18 века (образцовым произведением эпистолярного жанра в то время считался роман Ж.-Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза"). Но если многотомные эпистолярные романы составляла переписка сразу всех героев, то в "Вертере" ведущая роль принадлежит одному человеку. Более того, в "Вертере" описание внутренней жизни одного человека сочетается с картинами обыденной бюргерской жизни. Гёте революционным образом соединяет две литературные традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию иную, нежели романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гёте бытие "внутреннего человека", его духовное развитие, трагедия его любви и смерти, разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка. Создававшийся в эпоху Просвещения, когда главенство разума над чувством не ставилось под сомнение, роман Иоганна Гёте стал своего рода откровением. Главной темой "Вертера" является любовь во всех ее проявлениях. Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к литургической формуле, применяемой к страданиям Иисуса Христа. Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание собственной индивидуальности, а значит, и определенной ограниченности, и приводит Вертера к самоубийству: в смерти герой преодолевает ограниченность физического мира, ограниченность своей любви, растворяется в бесконечной природе. Опубликованный в конце лета 1774 "Вертер" имел феноменальный успех в Германии и за ее пределами. Роман сразу же был переведен на многие европейские языки. Его восторженно приняло новое поколение европейской молодежи, тем не менее он вызвал ожесточенную критику со стороны просветителей и церковных служителей, которые посчитали произведение молодого автора апологией самоубийства. Летом 1775 Иоганн Гёте знакомится с наследным принцем, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того же года Гёте переезжает в Веймар, где почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни. Первые десять лет пребывания в Веймаре Гёте принимает активное участие в политической жизни герцогства, он управляет военной коллегией, руководит дорожным строительством. К этому времени относится работа Гёте над драмами "Эгмонт" и "Ифигения в Тавриде", а также начало работы над "Фаустом". Наиболее значительными лирическими произведениями этого периода являются т.н. "Стихи к Лиде" и баллады, в которых преобладают мотивы таинственной сущности природы, приносящей счастье и одновременно губительной. Реакцией на бурные политические события эпохи (Великая французская революция, франко-прусские войны) становятся попытки Гёте устраниться от литературной деятельности: он все больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой (трактат "Опыт метаморфозы растений", 1790) анатомией. В 1784 Гёте открывает межчелюстную кость у человека. Осенью 1786, устав от обязанностей при дворе и двусмысленных отношений с женой одного из веймарских чиновников Шарлоттой фон Штейн, которая не могла поступиться своим общественным положением ради любви к поэту, Иоганн Гёте тайно покинул Веймар. Взяв с собой рукописи некоторых произведений, он направляется в Италию. Результатом двухлетнего пребывания в Италии, во время которого Гёте предается изучению античного и классического искусства, становится перелом в мировоззрении поэта: Гёте приходит к выводу о необходимости гармоничного соединения чувства и разума в рамках строгой завершенной формы. В Риме Гёте переделывает драмы "Ифигения в Тавриде" (1779-1786), "Торквато Тассо" (1780-1789) и "Эгмонт" (1788) в соответствии со своими новыми художественными принципами. С итальянского путешествия Иоганна Гёте начинается эпоха т.н."веймарского классицизма" (1786-1805) в немецкой литературе. После того как Гёте с 1788 возвращается из Италии в Веймар, Карл-Август освобождает поэта от большей части придворных обязанностей, предоставив ему полную свободу деятельности. В том же году Гёте берет в свой дом юную работницу цветочной мастерской Х. Вульпиус, с которой живет, не заключая брака, чем шокирует веймарскую общественность. В 1789 она родила ему сына. И только в 1806 Гёте решается официально вступить с ней в брак. Последнее десятилетие 18 и первые годы 19 века проходят под знаком тесного сотрудничества Гёте и Фридриха Шиллера, которое продолжилось вплоть до смерти Шиллера в 1805. По совету Шиллера Гёте завершает работу над первым романом о Вильгельме Мейстере ("Годы учения Вильгельма Мейстера", 1793-1796), возобновляет работу над "Фаустом". Вместе они пишут цикл эпиграмм "Ксении", работают над балладами (шиллеровские баллады "Ивиковы журавли", "Кольцо Поликрата", "Коринфская невеста" Гёте). В 1808 Иоганн Гёте вновь переживает тяжелый душевный кризис, поводом к которому стало увлечение юной Минной Херцлиб. Гёте ненадолго покидает Веймар и отправляется в Карлсбад, где диктует первые главы романа "Избирательное сродство" (1809), который можно считать предвестником немецкой интеллектуальной прозы 20 века. Гёте переносит химический термин "избирательного сродства" — явления случайного притяжения элементов на сферу человеческих отношений с тем, чтобы показать действенность и единство стихийных законов природы не только в области химических наук, но и в "царстве разума", а также в мире любви. В 1811 Иоганн Гёте публикует книгу своих воспоминаний "Поэзия и правда". В 1819 на свет появляется "Западно-восточный диван", уникальный поэтический сборник, в котором Гёте предпринимает попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока, а в 1829 выходит вторая часть гетевского романа о Вильгельме Мейстере. Если в первом романе о Мейстере, продолжавшем традиции "воспитательного романа" К. М. Виланда, герой образовывается через постепенное познание окружающего мира, искусство и любовь, то в романе "Годы странствия Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся", идеал всестороннего развития личности отбрасывается. Незадолго до смерти в 1831 Иоганн Гёте завершает трагедию "Фауст", работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гёте наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных произведение мировой литературы.