ФЭНДОМ

Зингшпиль (нем. Singspiel, буквально— "игра с пением", от singen "петь" и Spiel — "игра") — музыкально-драматический жанр, распространенный в Германии и Австрии во второй половине 18 века и начала 19 века; пьеса с музыкальными номерами или опера с разговорными диалогами, преимущественно комического содержания.

ОписаниеПравить

В Северной Германии зингшпиль складывался под влиянием английской балладной оперы ("Опера нищих"," Гея и Пепуша" и др.). Началом его развития считается постановка в Лейпциге музыкальной комедии "Чёрт на свободе" с музыкой И. Г. Штандфуса (1752). Это была обработка балладной оперы ирландского драматурга Ч. Коффи, впервые поставленной в немецком переводе в Берлине в 1743. В 1766 новая музыка к этой пьесе была написана И. А. Хиллером. Расцвет З. связан с творчеством поэта X. Вейсе и композитора И. А. Хиллера ("Лотхен при дворе", 1767; "Охота", 1770). Хиллер считается основоположником немецкого зингшпиля, содержавшего ряд простых песен, куплетов, родственных немецкой народной песне. Другими представителями немецкого зингшпиля были Й. Венда, К. Г. Нефе, И. Рейхардт. thumb|300px|rightТексты для зингшпиля писал и И. В. Гёте, стремившийся поднять зингшпиль на более высокий художеств. уровень ("Эрвин и Эльмира" и др.). В числе ранних австрийского зингшпиля - "Хромой бес" Ф. Й. Гайдна (1751). Австрийский (венский) зингшпиль складывался под воздействием австрийской народной комедии, итальянской комедии дель арте (комедии масок), отчасти французской комической оперы. Подобная широта связей обусловливалась тем, что Вена была своего рода интернациональным центром, где соединялись элементы музыкального искусства различных народов. В 1778 постановкой зингшпиля "Горнорабочие" И. Умлауфа в Вене был открыт Придворный национальный оперный театр. Выдающиеся представители австрийского зингшпиля - К. Диттерсдорф ("Доктор и аптекарь", 1786), В. Мюллер ("Чёртова мельница", 1799) и в особенности В. А. Моцарт, написавший свой первый зингшпиль ещё в 1768 ("Бастьен и Бастьенна") и создавший в этом жанре величайшие произв. ("Похищение из сераля", 1782, "Волшебная флейта", 1791). Австрийский зингшпиль наряду с песенно-куплетными номерами содержит большие оперные формы - развёрнутые арии, ансамбли, широко развитые финалы; это сближает его с итальянской оперой-буффа, несмотря на разговорные диалоги между музыкальными номерами. Более развита в австрийском зингшпили и партия оркестра. Сказочно-фантастические сюжеты в австрийском зингшпиле 90-х гг. 18 в. ("Волшебная флейта" Моцарта и др.), как и близость его музыки к народным-песенным истокам, свидетельствуют о предромантических тенденциях. Традиции зингшпилей Моцарта были продолжены и развиты в немецкой опере 1-й половины 19 в. - в "Фиделио" Бетховена, романтических операх К. М. Вебера ("Вольный стрелок" и "Оберон"), операх А. Лорацинга ("Царь-плотник" и др.) и О. Николаи ("Виндзорские проказницы"). Путь от немецкого зингшпиля вел и к венской оперетте И. Штрауса-сына и его последователей.