ФЭНДОМ

Жан Оноре́ Фрагона́р (5 апреля 1732, Грасс - 22 августа 1806, Париж) — французский живописец и гравёр.

Фрагонар, Жан Оноре
Дата рождения:

5 апреля 1732

Место рождения:

Грасс

Дата смерти:

22 августа 1806 (74 года)

Место смерти:

Париж

Жанр:

живописец, гравёр

Стиль:

Рококо

БиографияПравить

Сперва ученик Ж.- Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. В 1752 за картину "Жертвоприношение Иеровоама" получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. Подружившись здесь с живописцем Гюбером Робером, он сделал вместе с ним и с талантливым любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: "Смерть Корез" (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Однако вскоре после того он бросил исторической род живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, водворённый во французском искусстве Ж.-Л. Давидом, лишил его прежней популярности.

ТворчествоПравить

В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенною и приукрашенною; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. К числу известнейших между ними принадлежат: "Урок музыки", "Пастораль" (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), "Купальщицы", "Спящая нимфа", "Амур, снимающий сорочку с красавицы" (La chemise enlevee), "Молодой гитарист", "Молодая читательница" и "Вдохновение", в Луврском музее; "Семейство фермера" и "Поцелуй украдкою", в Императорском Эрмитаже; "В отсутствии отца и матери", "Прятки", "Замок", "Генрих IV и Габриэль" и "Учёные собаки", в разных частных коллекциях. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: "Шкаф" (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника; очень редкий лист), "Антоний и Клеопатра", с Либери, "Вечеря в Эммаусе", с Риччи, и "Сретение Господне", с Тинторетто.

ГалереяПравить