ФЭНДОМ

Дуччо ди Буонинсенья (около 1255 -1319) — итальянский художник, важнейший представитель сиенской школы живописи, старший современник Джотто, один из самых известных художников 13—14 вв. Большая часть работ Дуччо выполнена в Сиене и ее окрестностях. Единственные датированные произведения Дуччо — "Мадонна Ручеллаи" и "Маэста" (Сиена и Флоренция).

БиографияПравить

Документальных сведений о рождении Дуччо, его детстве и годах ученичества не сохранилось. Согласно разным гипотезам его учителем мог быть Гвидо да Сиена, родоначальник сиенской школы живописи, либо Чимабуэ, с которым Дуччо, возможно, работал над украшением верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, или мастер иконы "Иоанн Креститель" (Пинакотека, Сиена). Документальных сведений о рождении Дуччо, его детстве и годах ученичества не сохранилось. Согласно разным гипотезам его учителем мог быть Гвидо да Сиена, родоначальник сиенской школы живописи, либо Чимабуэ, с которым Дуччо, возможно, работал над украшением верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, или мастер иконы "Иоанн Креститель"(Пинакотека, Сиена). Судя по дошедшим до нас свидетельствам, Дуччо был человеком сложного характера, он не отличался хваткостью и деловитостью, был крайне непрактичен: постоянно нуждался, не вылезал из долгов и платил наложенные на него штрафы. Оставленное Дуччо наследство было столь незавидным, что после его смерти жена и дети отказались от него. Впервые имя Дуччо упоминается в документах в 1278 в связи с уплатой ему коммуной Сиены денег за 12 расписанных ларцов. В них Дуччо назван мастером, что свидетельствует о том, что к тому времени он был уже самостоятельным художником. Других документально подтвержденных работ Дуччо, относящихся к раннему периоду его творчества, нет. Ряд исследователей относит к этому времени "Мадонну с ангелами" (Художественный музей, Берн), "Мадонну с тремя францисканцами" (Пинакотека, Сиена) и "Мадонну" из церкви Св. Чечилии в Криволе близ Сиены (Музей Опера дель Дуомо, Сиена).

"Мадонна Ручеллаи"Править

Первое документально засвидетельствованное произведение Дуччо — "Маэста" ("Величество"), более известное под названием "Мадонна Ручеллаи", — было заказано обществом Святой Девы Марии для флорентийской церкви Санта-Мария Новелла, возможно, для ее главного алтаря или капеллы Св. Георгия (известно, что в росписи капеллы принимал участие Чимабуэ). В 1681 алтарь был перенесен в капеллу Ручеллаи, от которой и получил свое название. В договоре от 15 апреля 1285 Дуччо обязался написать большой алтарный образ, что впоследствии и исполнил. "Мадонна Ручеллаи" — один из крупных алтарных образов в искусстве 13 в. (4,5x2,9 м). Рама украшена лентой с изображениями патриархов, пророков и апостолов в медальонах. В центральной части на высоком резном троне восседает Богоматерь с младенцем Христом. По обеим сторонам трона — шесть коленопреклоненных ангелов, по три с каждой стороны, несущих трон.

"Маэста"Править

Другим произведением, без сомнения выполненным Дуччо, является алтарный образ сиенского собора "Маэста" (Музей Опера дель Дуомо, Сиена). Работу над колоссальной двусторонней алтарной картиной (5х4,68 м) Дуччо начал после 1308, о чем свидетельствует документ от 9 октября 1308, согласно которому Дуччо обязуется написать алтарь лучший из всех, когда-либо им созданных. После его завершения в июне 1311 образ торжественно был перенесен из мастерской художника в Сиенский собор: в это время, по свидетельству сиенского хрониста 14 в., городское движение было приостановлено, лавки закрыты, звонили колокола, барабанный бой и звуки труб славили великое искусство. Новый алтарь, заменивший "Мадонну дель вото" (Музей Опера дель Дуомо, Сиена) Гвидо да Сиена, состоял из центральной части "Богоматерь со святыми и ангелами" и двух боковых панелей (пределл) с фигурами пророков и сценами из жизни Христа, апостолов и сценами из жизни Марии (всего 59 фигур, в настоящее время части алтаря находятся в музее Опера дель Дуомо в Сиене, Лондонской национальной галерее, собрании Фрик в Нью-Йорке). По одной из реконструкций, верхняя часть алтаря завершалась острыми готическими пинаклями, на лицевых сторонах которых помещались три дополнительные сцены из жизни Богоматери: "Воскресение", "Вознесение", "Коронование", логически завершавшие богородичный цикл, на обороте — последние сцены христологического цикла: "Воскресение", "Вознесение" и "Христос во славе". Центральную лицевую сторону занимает грандиозная сцена "Величия Богоматери" ("Маэста"). Мадонна, небесная покровительница Сиены, восседает на широком, инкрустированном цветным мрамором троне. Ее окружают двадцать ангелов, справа — св. Екатерина Сиенская, апостол Павел и Иоанн Богослов, слева — св. Агнесса, апостол Петр и Иоанн Креститель. У подножия трона коленопреклоненные местно-чтимые сиенские святые. Наверху в арках — полуфигуры десяти апостолов. Композиция центральной части алтаря — симметричная, торжественная, носит церемониальный характер. Богоматерь восседает на троне, как и подобает Царице Небесной, в величии своей славы. Звонкие, эмалевые цвета подобны драгоценным камням. Богатство тканей, золото нимбов усиливают парадное, торжественно-праздничное настроение картины. Дуччо говорил, что, создавая свой образ, хотел изобразить великий праздник, в котором примет участие всякий приближающийся к нему. Боковые пределлы со сценами христологического и богородичного цикла, вероятнее всего, — коллективная работа Дуччо и мастерской. История страданий Христа рассказана удивительно просто, без надрыва и сильных открытых эмоций, при этом проникнута тихой и глубокой печалью. После окончания работы над "Маэста" имя Дуччо, вплоть до его смерти в 1319, больше не встречается в документах.

ГалереяПравить