ФЭНДОМ

Христиан Иоганн Ге́нрих Ге́йне (13 декабря 1797, Дюссельдорф - 17 февраля 1856, Париж) — немецкий поэт, публицист и критик еврейского происхождения. Гейне считается последним поэтом "романтической эпохи" и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, Пётр Ильич Чайковский и многие другие.

БиографияПравить

Генрих Гейне
Дата рождения:

13 декабря 1797

Место рождения:

Дюссельдорф

Дата смерти:

17 февраля 1856 (58 лет)

Место смерти:

Париж

Род деятельности:

поэт, публицист и критик

Жанр:

романтизм

Немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И.В.Гёте, Ф. Шиллером и Г.Э. Дессингом. Родился в Дюссельдорфе в еврейской семье. Полученное им смешанное образование, несомненно, способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами. Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне, затем в Гамбурге. Он учился в Бонне, Геттингене и Берлине, где испытал сильное яние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 г. получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 г. отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство. Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В. Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817 г; первый сборник "Стихотворения" вышел в свет в 1821 г, а первый стихотворный цикл "Лирическое интермеццо" — в 1823 г. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.
220px-Heinrich Heine

Генрих Гейне

После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но предпочел литературную деятельность. Первый из четырех томов его "Путевых картин" принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит три-четыре месяца в Англии, затем в Италии, где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов "Путевых картин". Одновременно он перерабатывал свои стихи и в результате составил "Книгу песен", многие стихи были положены на музыку Ф. Шубертом и Р. Шуманом. В 1829 г. Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты "Новые всеобщие политические анналы". Гейне принял предложение, но уже в 1831 г., рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил пост редактора. Июльская революция 1830 г. дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 г. он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. В 1834 г. Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую позже увековечил в стихах под именем Матильды. В 1841 г. они поженились. В 1835 г в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов "Молодой Германии", в том числе Гейне. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, поэт не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л. Берне. В том же 1840 г. Гейне возобновил во "Всеобщей газете" разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 г вышедшие отдельной книгой под названием "Лютеция". Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги "Атта Тролль", "Новые стихотворения" и др. К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано: семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844 г, обострили болезнь, которая в 1848 г приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему стали "Романсеро" и "Стихотворения 1853 и 1854 годов", за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856 г.; похоронен на Монмартрском кладбище.