ФЭНДОМ

Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842 - 1904) — выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

БиографияПравить

thumb|300px|right|На Шипке всё спокойно

Василий Васильевич Верещагин

Дата рождения 26 октября 1842
Место рождения:

город Череповец, Вологодская губерния, Российская империя

Дата смерти:

31 марта 1904 (61 год)

Место смерти:

близ Порт-Артура

Подданство:

Российская империя

Жанр:

батальный

Учёба:

Морской кадетский корпус, Императорскаяакадемия художеств

Стиль:

реализм

Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 - 1865). В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К.П. Кауфмана состоять при нем художником. Приехав в Самарканд после взятия него русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора Академии художеств. В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как "Пусть войдут", "Вошли", "Окружили", "Преследуют", "Напали врасплох" и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. В 1869 г. он при содействии Кауфмана организует в столице "туркестанскую выставку", где демонстрирует свои работы. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. В 1871году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге. Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 художник возвращается в Париж. Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях. В июне 1877 он получает тяжёлое ранение. В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 - США и Кубу, в 1903 - Японию. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб под Порт-Артуром при взрыве на мине броненосца "Петропавловск" 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С.О.Макаровым.

ГалереяПравить