ФЭНДОМ

Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

История развития жанраПравить

Истоки

Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. В древнегреческой вазописи и рельефах появились бытовые, несложные сюжеты; значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре, в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. В средневековье, с развитием светских гуманистических тенденций, в искусстве возникали жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе, и в Азии.

Эпоха ВозрожденияПравить

С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти - 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс - 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы - Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель), изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в 17веке Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер дек Хох, Вермер, Терборх, Метсю). В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена), и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).

ГалереяПравить