ФЭНДОМ

Батальный жанр (от фр.bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремиться запечатлеть особо важжный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что часто сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, лагерях, казармах) зачастую связывают его с бытовым жанром.

История развития жанраПравить

Формирование батального жанра началось в 16 веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествие войнов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается военская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках - завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражение изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда в иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в 18 веке - со времён грандиозных побед Петра Первого и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты 20 века. Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

ГалереяПравить