ФЭНДОМ

Андре Дерен
Имя при рождении:

André Louise Derain

Дата рождения:

(1880-06-10)10 июня 1880

Место рождения:

Шату-сюр-Сен

Дата смерти:

8 сентября 1954 (74 года)

Место смерти:

Гарш

Учёба:

Академия Жюлиана

Стиль:

фовизм

Известные работы:

пейзажи

Влияние:

Морис де Вламинк, Анри Матисс, Поль Сезанн

БиографияПравить

Заниматься живописью начал в Шату в 1895 г., его учителем был местный художник. В 1898—1900 гг. учился в Париже в академии Карьера, где познакомился с Анри Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. Очень скоро Дерен оставил академию и начал учиться самостоятельно. Большое влияние на формирование художественного стиля Дерена оказало искусство Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поля Гогена. В 1900 г. он познакомился с Морисом Вламинком. Вдвоем они работали в окрестностях Шату, создавая пейзажи, отмеченные чертами фовизма. В 1905 г. вместе с Матиссом Дерен совершает поездку на юг Франции, в Коллиур. Природа Коллиура и, особенно, южное освещение произвели на художника неизгладимое впечатление. Под влиянием увиденного он создает очень яркие и красочные пейзажи. и Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной и гармоничной. Красные мачты, пересекающие пространство залива, сочетаются с желто-зелеными оттенками травы в картине «Порт в Коллиуре» (1905, Музей современного искусства, Париж). Все пространство полотна пронизано теплым светом южного солнца. Работам, написанным в 1900-х гг., свойственна экзальтация цвета, в котором как будто исчезают очертания реальных предметов («Порт в Гавре», 1905-1906; «Дорога среди гор», 1907 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Виноградники весной», ок. 1906, Художественный музей, Базель). Оставив Средиземноморье, художник едет в Лондон. Его лондонская живопись также ярка и красочна. Мощные созвучия синих, красных и зеленых тонов создают ощущение влажной, подвижной атмосферы города («Биг Бен», 1905, частное собрание, Труа; «Темза», Городской музей, Амстердам; «Вестминстерский мост», 1906, частное собрание, Париж). В 1907 г. состоялось знакомство Дерена с Пабло Пикассо и с художниками его окружения, что сильно повлияло на живописную манеру первого. Цветовая гамма становится сдержанной, а формы — простыми и лаконичными. Пейзажи и натюрморты художника близки произведениям Поля Сезанна и ранних кубистов («Монтрёй-сюр-Мер. Гавань», 1910; «Роща», ок. 1912 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Старый мост в Кане», 1910, Национальная галерея, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Музей современного искусства, Париж). Характерной для этого периода стала картина «Гавань в Провансе» (1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник пишет голубую ленту залива, уходящего вдаль, белые дома на берегу, изумрудные склоны гор, поросшие деревьями, огромную скалу, заслонившую небо. Более темный передний план картины, выдержанный в зеленых и коричневых тонах, служит рамой для светлого дальнего плана. Пейзаж безлюден, у причала стоят пустые лодки, по воде движутся парусники, на которых не видно команды. Воздух, наполняющий пространство, чист и прозрачен. Главное средство выразительности в этом произведении — не цвет, а рисунок, с помощью которого художник делает пейзаж четким и реальным. Во время Первой мировой войны Дерен оказался на фронте. Печальные картины разрушений, вызванных войной, оставили глубокий след в его душе. Теперь художника меньше интересует пейзаж, он обращается к портрету, сюжетным композициям с человеческими фигурами («Тайная вечеря», 1913, Художественный институт, Чикаго; «Люси Канвейлер», 1913, Музей современного искусства, Париж; «Субботний день», 1911-1914, ГМИИ, Москва; «Девушка в черном», 1914, тина «Лодки в Нуармутье» (1950, частное собрание, Труа) построена на контрастах желтых оттенков песка и неба и темных красок воды. Кажутся хрупкими и нереальными силуэты лодок, намеченных тонкой линией на темно-зеленой поверхности воды. Веет печалью и одиночеством от последних картин художника, представляющих мир зыбким и фантастичным («Пейзаж», 1954, частное собрание, Франция).

ГалереяПравить