ФЭНДОМ

Александр Иванович Зауервейд (1783-1844) — немецкий и русский батальный живописец. Преподаватель Академии художеств. Учитель Айвазовского и Брюллова.

Зауервейд, Александр Иванович
Дата рождения:

1783 год, Курляндия

Дата смерти:

1844, Петроград

БиографияПравить

Получил образование в Дрезденской академии и пользовался уже некоторой известностью в Германии. В 1812 г. в бытность в Париже рисовал для Наполеона его лошадей. Во Франции Зауервейд оставался до 1814 г., до торжественного входа русских войск в Париж. В это время художник, уже заслуживший почетную известность мастерским изображением лошадей, был представлен императору Александру І и приглашен им возвратиться на родину со специальною задачею, вместе с другим иностранным художником Ладюрнером, нарисовать и издать "рисунки обмундирования русских войск". К этой главной задаче вскоре присоединились еще и другие — обучение рисованию детей великого князя Николая Павловича, а затем и детей великого князя Михаила Павловича, великих княжон Марии и Елизаветы Михайловны. Таким образом, Зауервейд обучал рисованию и наследника престола, впоследствии императора Александра II. Близость ко двору сыграла значительную роль в жизни Зауервейда и на второй год царствования императора Николая І, 27 сентября 1827 года, Зауервейд был избран в почетные вольные общники Академии Художеств. 10 февраля 1831 г. в заседании совета Академии Художеств было постановлено присвоить Зауервейду преподавательское жалованье. С1831 г. узаконена была его преподавательская деятельность; 24 сентября 1836 г. он был избран профессором 3-й степени, а в 1842 г. - был пожалован в профессоры 2-й степени, каковым он и оставался до своей смерти, не обладая в то же время никакой академическою степенью. В течение 15-ти лет через класс Зауервейда прошел многочисленный ряд учеников. В это время "баталическая живопись" играла значительную роль, что видно хотя бы из слов императора Николая I к художнику Моллеру (творцу "Поцелуя" и "Русалки"): "Я люблю баталическую живопись, и она очень нужна; у нас есть довольно того, что можно передать потомству — подвиги на Кавказе и много другого, а с тех пор, как не стало нашего Зауервейда некому этого поручить". Этою близостью к императору Зауервейд пользовался для покровительства начинающим художникам. Так, когда, вследствие интриги французского художника Таннера против своего ученика Айвазовского, картина последнего по особому Высочайшему повелению была снята с академической выставки и карьере Айвазовского, как казалось, наступил конец, Зауервейд воспользовался подходящим моментом и убедил императора Николая І в невиновности Айвазовского. Характерны слова Зауервейд на вопрос императора Николая І, почему Зауервейд не говорил ему раньше об Айвазовском: "Ваше Величество, — так передает слова Зауервейда один из современников, — во время бури маленьким лодочкам небезопасно приближаться к линейному кораблю, да еще стопушечному... в тихую погоду можно". Точно также Зауервейд хотел выхлопотать милости и К. Брюллову, но последний, будто бы, не явился в мастерскую, когда в ней ожидали императора Николая Павловича. Первое произведение, с которым Зауервейд выступил перед русскою публикою, была картина под названием "Горский наездник", появившаяся на выставке 1827 г. "Взятие Варны", появилась на академической выставке 1833 г. и изображающая собою эпизод из русско-турецкой войны 1827 — 1828 гг., Весьма понятно, что картина "Взятие Варны" при своем появлении вызвала всеобщую похвалу и одобрение. Затем появилось "Кульмское сражение" и, наконец, "Лейпцигское сражение"; последняя картина не была окончена художником вследствие смерти, и 17 ноября 1844 г., по приказанию императора Николая Павловича, был вызван "художник 14 класса Вилевальде для окончания начатых покойным профессором Зауервейдом работ". Картина "Лейпцигское сражение" появилась на академической выставке 1845 г. и затем была помещена в Александровском зале Зимнего Дворца. Еще одна большая картина Зауервейда "Прейсиш-Эйлауская баталия" в тридцатых годах XIX столетия находилась в Митаве, в городском музеуме, куда она поступила, как дар автора. Большое историческое значение имеют рисунки Зауервейда к изданиям военного министерства:

  1. собрание мундиров гвардии,
  2. собрание мундиров армии,
  3. собрание мундиров 1-го кадетского корпуса;

Также интересны его многочисленные до сих пор малоизвестные рисунки придворной жизни. Зауервейду принадлежит иллюстрация басни И.А. Крылова "Конь и Всадник" в издании 1826 года. Кроме картин, Зауервейд оставил после себя массу рисунков, выполненных акварелью и пером. Мастерски владея гравировальной иглой, он воспроизвёл многие из своих композиций в аквафортах.

ГалереяПравить